Что такое ГБО

Это альтернативная топливная система, которая монтируется на борту авто для эксплуатации на газе. При этом способность машины ездить на бензине сохраняется.

Принципиально схема снабжения двигателя топливом при газификации не меняется, просто вместо бензина в камеру сгорания поступает газ. Однако из-за физических и химических различий углеводородов полноценная и безопасная работа в газовом режиме невозможна без специальных агрегатов, входящих в комплект ГБО.

Газ как топливо

Газовая заправка

Мысли об альтернативном топливе не покидали инженеров с момента первого нефтяного кризиса 1973 года.

К слову, первые двигатели внутреннего сгорания (ДВС) создавались именно под газ.

Но тогда, в начале 20-го века, бензин оказался проще в логистике и хранении, что и предопределило дальнейшее развитие двигателестроения.

А когда грянул кризис, все бросились в пыльные архивы за старыми чертежами. Хотя особой нужды в этом не было. 

Моторы во времена кризиса были преимущественно карбюраторные, поэтому перейти на газ стало проще простого.

В минимальную комплектацию ГБО для карбюратора входят:

  • Газовый баллон с мультиклапаном, работающим в две стороны – заправки и подачи на магистраль.
  • Редуктор-испаритель: его задача – понизить баллонное давление в магистрали до рабочего и преобразовать сжиженный газ в парообразное агрегатное состояние.
  • Проставка-миксер, через которую газ попадает в карбюратор.

Схема работы такого комплекта выглядит так: из баллона сжиженный газ поступает в редуктор-испаритель.

После преобразования и понижения давления газообразное топливо подается прямо в карбюратор, откуда попадает в цилиндры за счет разряжения работающего мотора. Такие системы и сегодня выпускаются под карбюраторные двигатели. Однако с появлением различных вариантов впрыска прежняя технология требовала доработки. Так началась эволюция ГБО.

Поколения ГБО

На постсоветском пространстве ГБО принято различать по поколениям. Строго говоря, это не совсем корректная классификация, ведь выпуск первых систем не прекращен, а установить комплект с распределенным впрыском газа на карбюраторное авто невозможно. Вообще все системы с впрыском газа в парообразном агрегатном состоянии в остальном мире относят к LGP-технологии. Однако традиция, которая вводилась для удобства коммуникации операторов рынка, прижилась, и не нам ее менять.

На сегодняшний день для карбюраторных моторов используют ГБО 2, а на инжекторные двигатели ставят оборудование 4-го поколения и выше.

ГБО: устанока

На инжектор (кроме моторов с пластиковым коллектором) технически возможно поставить ГБО 2. Однако мы не рекомендуем этого делать из-за недостаточной точности настроек, ведь второе поколение настраивается вручную. Конечно, точность ручных регулировок не соответствует требованиям инжекторных двигателей. Кроме того, стабильность работы «газового карбюратора» уступает системам с распределенным впрыском газа, где за впрыск отвечает электроника, а подача газа в коллектор происходит через газовые форсунки – по одной для каждого цилиндра.

Отметим, что внутри сегмента ГБО 4 также есть разделение – установки для традиционного инжекторного мотора и комплекты для непосредственных двигателей, которые требуют особых программ управления впрыском. Разница в цене между этими типами оборудования ощутима, однако ставить ГБО с универсальной программой впрыска на непосредственный ДВС нельзя. В противном случае автовладельца ожидают крупные затраты на ремонт автомобиля. Тут альтернативой несколько лет назад была LPI-система, так называемое ГБО 5 поколения – впрыск сжиженного пропана, произведенная компанией  Vialle.

Однако, в условиях постсоветского пространства данная система себе не зарекомендовала, т.к. система очень быстро выходила из строя, а замена комплектующих была дорогостоящей. Некоторе время назад компания Vialle обоконкротилась и вовсе перестала выпускать системы ГБО 5 поколения. На замену 5-му поколению пришли системы ГБО 6 поколения.

Комплектация ГбО

«Жидкий впрыск»

Это высшая ступень эволюции ГБО, потому что система полностью повторяет бензиновый алгоритм. Газ даже не нуждается в преобразовании в парообразное состояние – он поступает в камеру сгорания в сжиженном виде. Отсутствие этапа испарения положительно сказывается на работе системы – здесь ярче проявляются все преимущества газа перед бензином.

Однако цена такого ГБО (ГБО 6 поколения) не оставляет экономического смысла переводить на газ подержанные или бюджетные авто. Отсюда и невысокая популярность LPI-систем среди наших автолюбителей. А так же по системам ГБО 6-го поколения по сей день тоже есть вопросы по стабильности работы и дорогостоящем ремонте.

Преимущества газа перед бензином

Даже если опустить экологический аспект, который, по понятным причинам, беспокоит украинских автомобилистов меньше всего, то у газа все равно есть очевидные преимущества перед традиционным топливом:

  1. Газ не детонирует, что означает мягкую работу двигателя в широком диапазоне оборотов.
  2. Газовое топливо сгорает без следа из-за отсутствия в составе примесей, способных полимеризироваться и оставаться на стенках цилиндров. А значит, момент капитального ремонта мотора отодвигается на десятки тысяч километров пробега.
  3. С газобаллонным оборудованием на борту увеличивается «дальнебойность» машины – пробег без дозаправки становится вдвое больше.
  4. Цена – ниже, газ всегда вдвое дешевле А-95. Рынки соседних европейских стран показывают, что такое соотношение будет сохраняться и в дальнейшем.

Газ выхлоп

Напомним, что все эти преимущества можно реализовать при правильном выборе комплектации ГБО. Оборудование какого поколения и в какой комплектации подходит на ваш автомобиль, узнавайте у нашего консультанта.

PeGAS
PeGAS